Категория: Статьи
Опубликовано 17.07.2014 11:41
Просмотров: 4980

 

Для чего нужен "Рейтинг Качества"

 

Астахов В. Н., организатор соревнований по спортивным бальным танцам "Рейтинг Качества"

  

Каждый год в спортивные бальные танцы приходят тысячи детей. Дети учатся танцам, учатся родители. Спустя год-два родители начинают ориентироваться в мире танца и сравнивать своих тренеров и свою танцевальную организацию с другими.

 

Визитной карточкой каждой уважающей себя танцевальной организации, по моему убеждению, являются принципы, по которым она работает, ее статус, и, конечно же, соревнования, которые она проводит. Пары распадаются, тренеры и коллективы уходят, сменяются другими, а турниры все равно остаются.

 

Статус организации нарабатывается годами: справедливо или несправедливо, в политических баталиях с конкурентами или без. И, чем продолжительнее эта работа, тем сильнее раскручен маховик менталитета, созданного внутри такого танцевального сообщества. Любое препятствие, которое возникает на пути такого ускоряющегося маховика, сметается напрочь, на какие-то поломки нет времени обратить внимание, потому что все подвержено единой цели движения вперед. А, может быть, не вперед? А, может быть, эта поломка в механизме не столь безобидная? Разбираться в этом мне совсем не хочется, да и дело это руководства самих организаций. Хочу коснуться лишь части проблемы – почему дети покидают спортивные бальные танцы, получая порцию осадка невостребованности. А ведь все родители с надеждой записывают своих любимых чад в танцевальные клубы для достижения определенного уровня. И каждый считает, что их ребенок – самый способный, самый одаренный, самый первый. И вот наступают соревнования. Кто-то попал в финал – отлично, а кто-то занял последнее место. И такое положение с номинацией «Последние места» может утвердиться. В итоге, родители считают, зачастую, что виноваты судьи, тренеры и т.д. Доля правды в этом, конечно, есть. Но при этом, никто из присутствующих на соревнованиях не обращает внимания на «скрытые» факторы, которые влияют на объективность оценок.

 

Рассмотрим, хотя бы, местоположение судейской бригады, которая выстраивается вдоль короткой стороны площадки. При таком расположении у судей ограничено поле обзора, танцующие пары зачастую просто закрывают друг друга, и судьи путем умственного сравнения 12–13 пар в каждом заходе должны вывести во второй тур соревнований определенное количество участников. Судейская коллегия и сам организатор турнира даже не задумываются, что результат будет далек от реального частично только из-за этого. А решение очевидное и простое – для увеличения обзора арбитры должны располагаться вдоль длинной стороны танцпола.

 

Теперь по поводу сравнивания 12–13 пар в одном заходе. Обычно такие заходы формируются в первом туре на соревнованиях в больших залах. Поставим себя на место судьи. Попробуйте, хотя бы навскидку, сравнить пары на танцполе шириной в 10 м и длиной в 20–25 м. Угол обзора с короткой стороны еще меньше чем в школьных залах, пары чаще закрывают друг друга, потому что они привыкли танцевать латину в центре, а в стандарте разбегаются по площадке так, что судьям воистину нужно иметь зрение с круговым обзором, чтобы поймать в свой «объектив» одновременно все пары. И сравнение необходимо провести за 1мин.30сек. звучащей мелодии, и это в лучшем случае, потому что очень часто мелодия звучит и 1мин.05сек., и 1мин.10сек. (хотя по Международным правилам продолжительность звучания мелодии - не менее 1мин.30сек.) Это, естественно, не касается венского вальса и джайва. Возникает вопрос: неужели среднестатистический человек, становясь судьёй в спортивных бальных танцах, вдруг начинает обладать сверхъестественными возможностями?

 

И это еще не все. Организаторы соревнований в школьных залах, имеющих сцену, видимо, преследуя цель увеличения танцпола, располагают судей на ней. Известно, что при таком расположении невозможно точно оценить работу стопы, динамику исполнения – зрительное восприятие движения пар не соответствует действительному (вспомните, насколько отличается восприятие спектакля в партере и на балконе). К тому же, располагаясь на сцене, да еще на короткой стороне площадки, рассмотреть выступающую пару на противоположной стороне можно, разве что, через бинокль. О сравнивании с другими можно забыть. Правило – судьям необходимо находиться на одной плоскости и в непосредственной близости от танцующих пар.

 

Обращали ли Вы внимание на состав судейских бригад? Все чаще на одном соревновании количество судей-женщин значительно превосходит количество судей-мужчин, что ведет к понижению объективности результатов. Как правило, судьи-женщины оценивают пару, обращая больше внимания на партнерш. При этом в их работе наблюдается прерогатива эмоционального фактора. Судьи-мужчины оценивают, концентрируя большую часть внимания на партнерах. При этом в их оценке преобладает деловой фактор.

 

Правило – судейская линейка должна комплектоваться примерно из одинакового количества женщин и мужчин (максимальная разница в одного человека).

 

Важнейший «скрытый» фактор – звукорежиссура. Каких только модных мелодий не наслушаешься на соревнованиях. Стили звучащей музыки просто поражают – от R’n’B и гангстерского рэпа до родных ресторанных шлягеров. И эти хиты должны реализовать в движении танцоры классов N и E. Никто не задумывается, что сложность ритма, реплики и призывы, звучащие в этих музыкальных обработках, совершенно не соответствуют возрастной категории танцующих. При этом в ОДНОМ туре соревнований, особенно в латиноамериканской программе, можно услышать музыку различных стилей. Находятся ли при этом участники в одинаковых турнирных условиях? Естественно, нет. Только тщательно подобранное музыкальное сопровождение, соответствующее группе сложности и возрасту танцующих пар, повысит объективность судейства. Только звучащая в одном туре одна мелодия поставит участников в примерно равные условия (в этом случае первому заходу сложнее, чем последующим).

 

Я перечислил основные «скрытые» факторы, влияющие на объективность оценок на соревнованиях. Как вы видите, виноваты в целом не судьи, а сами условия проведения соревнований и правила по костюмам. Хотя и судей нельзя причислить к невинным существам – зачастую они действуют по сговору с присутствующими тренерами и всегда занимаются «вытягиванием» своих собственных пар.

 

 Правило – отсутствие пар работающих на паркете судей, максимальное ограничение контактов тренеров и судей! Главный судья также не должен иметь своих пар на соревновании, т.к. в этом случае становится заинтересованным лицом.

 

Для реализации идеи повышения объективности судейства в январе 2004 года появился на свет «Рейтинг Качества».

 

Перед командой «Рейтинга Качества» стояли достаточно сложные задачи, решение которых давало бы участникам соревнований максимально раскрыть свои возможности.

 

Для этого необходимо было:

 

1. Разработать правила соревнований по спортивным бальным танцам и дополнить их турнирным комфортом для участников.
2. Максимально повысить объективность соревнований.
3. Ликвидировать лазейки для неквалифицированных или предвзятых судей.
4. Взять за правило принцип независимости судейства (судьи не имеют своих учеников на соревнованиях).
5. Разработать систему максимального компьютерного обеспечения, информационную наглядность.

 

По первому пункту был введен квалификационный тур (КТ) - дополнительный тур, дающий возможность парам раскрыть свой потенциал еще раз (в спорте это называется «вторая попытка»).

 

Как бы ни была высока квалификация судьи, все равно существует определенное время адаптации их внимания на турнире, и имя этому промежутку  времени – отборочный тур (ОТ), первый тур соревнований, который предшествует квалификационному(дополнительному).

 

Введение упорядоченной константы 7/12 – среднего арифметического между 2/3 и 1/2 («вилка» количественного состава пар последующего тура) дает возможность даже болельщику просчитать количество участвующих пар каждого тура. Как результат усовершенствования правил, не более ДВУХ пар могут занять одно место, а не 4–6 пар, как бывает на турнирах, проводимых по принципам классических правил.

 

Введенное ТОЛЬКО ОТКРЫТОЕ СУДЕЙСТВО В ФИНАЛЕ – это путь к прозрачности соревнований, это контакт с участниками, тренерами и родителями, это возможность для  танцоров перераспределить свои силы.

 

Повышению турнирного комфорта для участников способствует также лимит – количество пар в заходе любого тура не должно превышать 6-ти и уменьшающееся с повышением уровня (класса) соревнующихся, при этом, большой размер танцевальной площадки теряет актуальность. Увеличение количества заходов дает возможность парам и их тренерам успеть изучить результаты того же ОТ в ходе соревнований и сконцентрировать свое внимание на определенном критерии оценки, существенно изменив качество танца даже во время турнира.

 

Оценка судьи в один «+» или один «–» по принципам устаревших классических правил не дает ясной картины выступления пары (какие составляющие танца хорошо, а какие плохо реализует пара). Только развернутая таблица оценок по критериям на турнирах «Рейтинг Качества»  дает возможность открыто взглянуть на работу судей и проконтролировать ее. И это есть правильно!

 

Методика, по которой работает судья с использованием только одного «+» или «–» или выставлением мест парам в финале по классическим правилам, поверхностная. Судья, как правило, оценивает выступления пары по общему впечатлению (может быть, поэтому некоторые родители уверены, что легко смогут оценивать выступления пар как судьи). В действительности, судьи оценивают по схеме «нравится» или «не нравится», и обращаются к сравнению только при наличии спорных вариантов, когда все-таки определяющую роль играют только критерии «темп, ритм» и «динамика», а по правилам сравнивать необходимо по всем пяти критериям. Причина такой "безответственной" работы судей очевидна: объективно трудно в уме за 1,5 минуты выстроить рейтинг ХОТЯ БЫ 6 пар, даже по одному из критериев, допустим, технике ног и стоп. Такое сравнение возможно, но в том случае, если ВСЕ пары одной группы будут исполнять ОДНУ И ТУ ЖЕ вариацию, причем танцевать начнут ОДНОВРЕМЕННО, и все заходы объединятся В ОДИН.

 

Итак, по всему сказанному выше можно сделать вывод: ПРИЧИНА НЕОБЪЕКТИВНОСТИ - САМА СИСТЕМА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

 

СОЗДАТЬ оптимальные условия работы судей на соревнованиях, которые должны стать прозрачными и понятными для танцоров, тренеров и болельщиков – задача «Рейтинга Качества».

 

В первую очередь, на "Рейтинге Качества" введены покритериальные судейские протоколы («бегунки»), в колонках которых напротив номера пары стоят:

 

а) ТР – темп, ритм;

 

б) ТНС – техника ног и стоп;

 

в) ЛК – линии корпуса;

 

г) Д – динамика;

 

д)  М – музыкальность (этот критерий добавляется к другим при оценке пар танцевального совершенствования классов "В" и "А", пар танцевального мастерства классов "S" и "М").

 

Критерий "а" – главный, критерии "б" - "д" – второстепенные и равнозначные. Критерии "а" - "г" используются для оценки пар учебно-тренировочной группы (классы "N", "E", "D" и "C").

 

Судейство по принципам устаревшей классической схемы замечательно для вывода самых сильных участников в финал и определения самых слабых. А что делать с остальными (средним звеном) - ведь они тоже тренируются и стремятся к победам?

 

По моему убеждению, каждая пара должна получить на соревнованиях полноценную долю внимания, приобрести оптимизм и вдохновение для дальнейших тренировок. Пусть радуются дети при виде неодушевленных «1» (положительная оценка судьи), которые создают СТИМУЛ. И пусть поставлена только одна «1» по одному критерию из четырех, но и она заставляет побаловать самолюбие ребенка. При наличии покритериального судейства у пары и тренера появляется возможность работы над отдельными составляющими спортивного бального танца.

 

Разберем на основании вышесказанного принципы судейской оценки на «Рейтинге Качества».

 

Все критерии, кроме «динамики» имеют свойства зачетного характера, т.е. присутствуют или отсутствуют в исполнении пары темп и ритм, техника ног и стоп, линии корпуса. А вот динамика движения сравнивается (причем, достаточно легко). При этом судьи не отбирают определенное количество пар, выводимых в следующий тур, – количественный отбор по всем критериям осуществляет счетная комиссия по установленному алгоритму. Судьи заняты своей непосредственной работой – оценкой и сравнением выступающих пар. Введение усовершенствованной системы оценки позволило судьям избавиться от мучительного решения вопроса: «Так, кто же лучший?».

 

По второму пункту было подробно изложено в первой части статьи. Все условия, повышающие объективность на соревнованиях, неукоснительно соблюдаются на турнирах «Рейтинг Качества».

 

По третьему пункту. Алгоритм вычисления результатов "Рейтинг Качества" способен нивелировать мнения двух малоквалифицированных или предвзятых судей из пяти, трёх из семи, четырёх из девяти и т.д. К тому же контроль работы судей осуществляют главный судья и технический комисар соревнований. При обнаружении в их работе ошибок и нарушений в ходе соревнований необходимо применять к судьям меры – от разъяснения до дисквалификации. Любое отклонение от концепций судейской оценки в решениях судей по критериям будет сразу замечено при проверке критериальных «бегунков» сразу после их сбора по окончании танца. Несмотря на то, что на "Рейтинге Качества" судьи не имеют своих пар на паркете и являются знающими, сдавшими аттестацию, ответственными и принципиальными людьми, их работа находится под постоянным контролем.

 

По четвёртому пункту всё совершенно ясно. Сколько говорится и пишется на танцевальных форумах о введении независимого судейства и о том, что все давно устали от подсуживания своим ученикам и от договорных турниров. Пока эти проблемы  решает на деле, а не на словах, только "Рейтинг Качества".

 

По пятому пункту мне излагать легче всего, т.к. проблему видят все занимающиеся спортивными бальными танцами. В первую очередь, это карточки-заявки, использующиеся на турнирах МФСТ, которые стали статьей, пусть небольшого, но всё-таки дохода организаторов соревнований (ими торгуют на столах регистрации). При этом карточка-заявка зачастую сдается без подписи тренера, а поэтому является недействительной. И не нужно говорить, что карточки-заявки снимают очереди на регистрации, облегчая работу регистраторов – как были очереди, так они и есть! Регистрационная комиссия вообще не сверяет информацию с карточек-заявок со стартовым документом (зачётной книжкой).

 

Только полная компьютеризация регистрации и всего турнира в целом поможет избежать использования карточек-заявок во время проведения соревнований.

 

С того времени, как прекратилось вывешивание распечатки результатов туров во время соревнований, болельщики как-то приуныли, дожидаясь голоса судьи-информатора. К сожалению, ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ хода соревнований исчез, сделав участников и тренеров обычными заложниками процедуры соревнований. На мой взгляд, должна даваться абсолютно ПОЛНАЯ И БЕСПЛАТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ВСЕМ ОЦЕНКАМ СУДЕЙ, а не только по сценарию и заходам, и это должно делаться сразу после завершения тура. Нам всегда очень приятно, когда на "Рейтинге Качества" мамы и папы собираются у распечаток и досконально разбираются в результатах. Значит, им не все равно, и поэтому хочется работать еще лучше!

 

В настоящее время на «Рейтинге Качества» завершен первый этап внедрения разработок, защищенных авторскими свидетельствами и реализуется второй этап развития проекта.

Танцевальный люд терпеливый и готов ждать, – ждать не только улучшения работы организаторов турниров, но и ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ к ним, участникам и гостям соревнований, которым должно быть совершено не безразлично, как будет развиваться  родная танцевальная организация, и как сложится их собственная танцевальная судьба.

 

В заключение, мне хочется пожелать всем, чтобы спортивный бальный танец всегда приносил удовлетворение результатами и радость справедливых побед!